Человек рождается с чувством доверия. Ребенку спокойно на руках матери, которая для него в первые дни и недели вмещает весь мир, всю Вселенную. Она девять месяцев носит его под сердцем, и он неотрывен от нее, мать для него — источник жизни, питания, тепла.

Христианские Символы. Мраморная стела, начало III века

Постепенно мир для ребенка расширяется. Его нежная и чистая душа болезненно воспринимает те несовершенства мира, которые дает ему жизненный опыт. Человек начинает понимать, что доверять можно не всему, но само чувство доверия никогда не исчезает. Оно заложено Творцом и остается до конца жизни. Мы доверяем учителям, которые нас обучают, экипажу самолета, в который садимся, чтобы совершить перелет, хирургу, который будет нас оперировать. В большинстве случаев мы не знаем их, но верим в их профессионализм и честность. В нашей жизни мы ежедневно проявляем веру и доверие.
В разных жизненных обстоятельствах человек стремится найти защиту и опору не только для того, чтобы избежать реальных опасностей, но и для того, чтобы, избавившись от страха и тревоги, обретя смысл жизни, спокойно и уверенно стремиться к достижению поставленных целей. В мире, где много непостоянства, такое убежище найти невозможно. Защитой и опорой может быть только Бог. Вера в Бога является твердым и надежным основанием человеческой жизни. Славянское слово надежда, надёжа происходит от прилагательного «надёжный». Вера — прочный якорь, который помогает нам выстоять в волнах житейских бурь и не разбиться о скалы. Недаром якорь был первохристианским символом веры и надежды.

Человек соединяет два мира — видимый и невидимый, сочетает две природы — физическую (тело) и духовную (душа). Тело мы видим и осязаем, но и о существовании души есть множество свидетельств, мы чувствуем и понимаем ее боль, ее радости, ее потребности. Поэтому жизнь человека не может ограничиться удовлетворением потребностей тела. Душа является частью невидимого мира, который имеет свои законы. Поэтому она должна вести духовную жизнь, соблюдая эти законы.

Чтобы быть здоровой, иметь плоды и наследовать вечную жизнь, душе нужно стремиться познать Бога и соединиться с Ним как с Источником жизни. «Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца» (святитель Василий Великий).

Что необходимо, чтобы вести правильную духовную жизнь, которая будет приносить плоды? Прежде всего — вера. Без нее мы не можем надеяться на Бога, молиться Богу, любить Его. Бог обращается к каждому человеческому сердцу. Отклик на этот призыв Бога и есть вера. Глухота, нечуткость к Божественному обращению или нежелание последовать этому призыву есть неверие, тяжелый недуг души. Вера даруется человеку Богом, но для этого надо пожелать исправить свою греховную жизнь. Первым шагом к этому должно стать покаяние. Тогда в душе появится первый росток веры, который со временем окрепнет и принесет спасительный плод.

Начинается вера с маленького, едва заметного росточка: верую, Господи! помоги моему неверию. Этот молитвенный вопль со слезами вырвался у отца тяжко болящего сына в ответ на слова Спасителя: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9, 23). Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Бог и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод. Поэтому, почувствовав желание поверить Богу, необходимо просить Бога, чтобы Он эту веру в нас взрастил и умножил. Ни одну молитву Бог не выполняет так охотно, как эту!

Всем, кто ищет Бога, Он дает в помощь Свою Церковь. В ней по Своему обещанию пребывает Сам Господь, в Святых Таинствах Церкви нам дается возможность соединиться с Ним. Если мы не только умом, но и сердцем примем эту истину, тогда Евангелие откроется для нас как Благая весть о нашем спасении и нам будут доступны тайны Царствия Небесного. И самая великая из них — любовь. Как учил Господь Своих учеников: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин 15, 12). Чтобы вера наша перестала быть зыбкой, нужен труд. Он начинается с молитвенного обращения к Богу. И Господь подает просимое. Но чтобы росток нашей веры не заглушили терния, надо очищать себя от них (от себялюбия, греховных навыков и привычек, страстей, духовной расслабленности и лени). Птицы не исклюют семена нашей веры и сорняки не заглушат ее, если мы будем чаще удаляться от мирской суеты и полюбим храм. Там, под кровом Всевышнего (Пс. 90, 1), вера наша будет защищена от всего вредоносного, возрастет и принесет добрый плод. Наконец, почву души необходимо умягчать и согревать. Ничто так не делает ее каменистой и холодной, как себялюбие, сосредоточенность на себе. Побеждают эти пороки добрыми делами и деятельной любовью к людям, помня, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20).

Бог — отец наш небесный

Все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога. Как это произошло? Господь сотворил весь окружающий нас мир: космос с его галактиками, планетами, звездами и кометами, нашу землю с ее морями, континентами, островами, реками, озерами, горами, полями и лесами. Он создал всех рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, вообще весь растительный и животный мир. Наконец Бог создал свое высшее творение — человека. Человек — венец творения. Все, что мы видим на нашей планете Земля, сама она и все, что находится в космосе, никак не могло возникнуть случайно, без творческого участия сверхразумной творческой Силы, Которой является Бог.

Наш мир необыкновенно сложно и премудро устроен. Одна клетка человеческого тела содержит информации больше, чем во всех тридцати томах энциклопедии «Британика». Когда мы видим какой-то предмет или объект, сделанный руками людей, мы сразу представляем себе, сколько труда, сил и разума вложено в него. Даже очень простая вещь — стол или стул — не может возникнуть сама собой, без приложения сил извне, не говоря уже о более сложных предметах. Например, жилой дом. Чтобы построить его, трудятся сотни людей: архитекторы, проектировщики, строители. А ведь дом — это довольно простое творение человека, есть куда более сложные. Например, чтобы построить и отправить в космос космический корабль, потребуются годы человеческого труда, огромная работа целых научно-исследовательских институтов и специальных заводов. В основе создания любого космического корабля лежат тысячи изобретений и научных открытий. А Бог, обладая всесовершенным разумом и всемогуществом, сотворил все космические тела и планеты и запустил их по точно выверенным орбитам. Кстати, космос по-гречески порядок, устройство, стройность, красота: ведь все, что сотворено Богом, прекрасно и совершенно.

Но Бог не только создал этот мир, Он заботится о нем как о Своем любимом творении. Бог есть всесовершенная Любовь, Он творит этот мир и человека, как пишет известный богослов VII века преподобный Иоанн Дамаскин, «по преизбытку благости». Любовь всегда требует выражения, она должна на кого-то изливаться, любящий должен о ком-то заботиться. И Бог, сотворив мир по преизбытку любви, промышляет и заботится о нем. Бог участвует в жизни не только всего человечества, но и каждого человека.

Родители, когда в семье появляются дети, проявляют свою любовь, попечение, заботу о них. Так же Отец наш Небесный не оставляет Своим попечением нас, Своих чад. То, что мы имеем: пищу, питье, жизненные силы, способности, таланты, — все это получаем как дар от Самого Бога. Поэтому мы постоянно благодарим Бога.

Без бога ни до порога

Как всякий любящий отец, Бог хочет, чтобы Его чада приходили к Нему, общались, разговаривали с Ним. Мы не можем наскучить Богу или надоесть Ему своими просьбами: у Него есть все, и Он хочет, чтобы мы обращались к Нему. Бог желает нам только блага, Он ждет, когда люди придут к Нему, ибо только в Боге мы получаем настоящий источник жизни. Как растения, цветы не могут существовать без солнца и влаги (они дают им жизнь и энергию, без них они погибнут), так и человеческая душа увядает, засыхает, страдает, удаляясь от Бога. Солнце дает жизнь всему живущему на планете, и Бога мы также называем Солнцем правды. Без Него жизнь невозможна. Наши предки на Руси говорили: «Без Бога ни до порога». Что это значит? Что мы ни делаем: собираемся переступить порог дома, чтобы отправиться куда-то, начинаем какое-нибудь дело, учебу или работу, — всякий раз просим у Господа помощи. Людям, которые молятся Богу, обращаются к Нему, просят о помощи и благодарят Его за все, что Он посылает, не нужно доказывать, что Бог есть, они просто знают это. Они чувствуют, что Бог близко, Он рядом, Он помогает им.

Откуда мы знаем о боге

Откуда мы знаем о Боге? По Его творениям и делам, а также по тому, что Он Сам открыл о Себе людям. Эти знания о Боге так и называются Откровением, или Священным Писанием, они записаны святыми людьми, через которых вещал Сам Бог. Знания о Боге содержатся в книге, которая называется Библия. Нам еще предстоит изучить эту великую книгу.

Более двух тысяч лет назад Господь Иисус Христос сошел на землю, воплотился и стал Богочеловеком, чтобы спасти людей. Он принял смерть за наши грехи и воскрес. Его жизнь, Его дела, Его слова, Его учение были записаны ближайшими Его учениками под водительством Святого Духа.

Эта книга называется Евангелие, что в переводе с греческого означает Благая весть. Весть о спасении людей. Учениками Спасителя были написаны и другие книги. Все они вместе с Евангелием составляют Новый Завет. Новый Завет является частью Библии, для нас он особенно важен и ценен как для людей Нового Завета, новой эры, которая настала после того, как Господь Иисус Христос сошел на землю. Книги Библии, написанные до воплощения Иисуса Христа, называют Ветхим Заветом, они готовили людей к Его приходу в мир.

Весь опыт, принятый Церковью через апостолов от Самого Бога, называется Священным Преданием. Оно включает не только вероучительные истины, которые Бог открыл святым людям, но и весь духовный опыт Церкви, не вошедший в Священное Писание. Святой апостол Павел ясно говорит о важности Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2, 15). В Предание также вошел богословский и духовный опыт святых отцов, запечатленный в их творениях.

Свойства божии

Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения.

Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством.

Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3).

Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость»[1].

Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено.

Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.

Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33).

Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).

Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.

Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10).
Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий.

Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.

И еще. Всеправедность Божия означает правосудие Божие. Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (Пс 9, 9).

Всеблаженный. Блаженным называет Бога апостол Павел (1 Тим 1, 11; 6, 15). Это значит, что Бог обладает полнотой бытия. Он не имеет ни в чем нужды. Бог и нам, если мы будем жить по заповедям евангельским, обещал блаженство (см.: Мф 5, 3–12)[2].

Более подробно о свойствах Божиих рассказывается в главе «Символ веры».
[1] Точное изложение православной веры. Кн. 1, гл. IV.
[2] Толкование заповедей блаженства см. в этой книге на с. 450–461.

Где и как общаться с богом. крестное знамение

Человек общается с Богом через молитву. Молиться можно в любом месте: дома, в дороге, в поле, в лесу. Но есть особые места, которые специально предназначены для молитвы, — храмы. Об этом речь пойдет немного позже.

Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Обычай этот берет начало с апостольских времен. Мы называемся христианами, то есть последователями, учениками, детьми Господа Иисуса Христа. Самым главным христианским знаком является крест. Это символ величайшей Божественной любви. Сам Бог принял за нас мученическую смерть на кресте, и с тех пор крест стал для нас святым. Священник надел его на нас при крещении, и мы носим его не снимая. При молитве мы изображаем знак креста на себе. Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один — из вещества... а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение».

Изображение восьмиконечного креста соответствует историческому Кресту, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву. Небольшая верхняя перекладина символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал по-еврейски, по-гречески, по-римски: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27, 37).

Самая нижняя перекладина изображает подножие. Слева условно рисуется копье (К), которым воин пробил ребра Иисуса Христа, а справа — трость (Т) и губка с уксусом, которую поднес воин Спасителю. Над средней перекладиной принято писать сокращенно имя Иисуса Христа: IC XC. Под ней греческое: НИКА — Победитель. Наверху, над табличкой, надпись: «Царь Славы». На самой табличке или около нее — «Сын Божий» или сокращенно IНЦI — «Iисусъ Назорей, Царь iудейскiй». В практике расположение приведенных надписей имеет определенное разнообразие.

Две пары букв на кресте МЛ РБ означают: «Место Лобное Рай Бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому лобное место (Голгофа) стало раем.



Крестимся мы так: складываем три пальца правой руки вместе, а другие два сгибаем вниз, прижимая к ладони. Соединенные вместе три пальца показывают, что мы верим в Бога, Единого в трех Лицах. Бог есть Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не три разных Бога, но Один Бог. Это не одно Лицо, но три Лица. О тайне Святой Троицы мы также будем беседовать позже.

Два пальца, пригнутых вниз, показывают, что наш Спаситель Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, одновременно и Истинный Бог, и настоящий Человек, так как Он принял наше человеческое естество. Сложив пальцы правой руки таким образом, мы осеняем себя крестом, прикладывая их сначала ко лбу (чтобы освятить наш ум и все мысли), потом к животу (для освящения нашего внутреннего, душевного и телесного естества), затем кладем пальцы на правое плечо и на левое (в знак того, что мы освящаем, посвящаем все наши действия служению Богу и спасению души). Творя крестное знамение, мы стоим прямо, а положив его на себя, совершаем поклон, как бы поклоняясь начертанному кресту. Если мы не читаем никакой другой молитвы, крестное знамение сопровождается словами (можно произнести их про себя): «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Мы осеняем себя крестом во время молитвы дома, на службе в храме, когда проходим мимо храма или хотим зайти в него. Отправляясь в путь, в минуту опасности и вообще во всякое удобное время призываем Бога на помощь.

Храм — дом божий

Бог вездесущ. Он присутствует на всяком месте, нет во Вселенной места, где бы не присутствовал Бог. Но есть особые, священные места, предназначенные для молитвы. Это церкви, или храмы. Храм еще называют домом Божиим, местом особого присутствия Господа. Это место, куда все мы собираемся для общей молитвы и службы Богу. Совместная молитва так и называется — богослужение. Христиане собираются в храме для молитвы в воскресные и праздничные дни, но и при каждой удобной возможности следует посещать церковь. Сам Господь заповедовал нам молиться соборно, то есть всем вместе. Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Если даже молитва двух или трех человек так сильна и угодна Богу, то тем более молитва многих верующих, возносимая в храме. На службе с нами незримо присутствуют Сам Бог, Ангелы и святые. Во время службы мы стоим благоговейно, не отвлекаемся, не разговариваем и не ходим по храму. Мы помним, что пришли к Самому Богу и стоим перед Его глазами. Во время службы мы внимаем чтению и пению и молимся со всем народом, единым сердцем и душой. Конечно, в храме можно молиться Богу и о своих нуждах, и за близких.

Храм в силу своего особого назначения даже снаружи отличается от обычных домов и зданий. Он посвящен Самому Богу, а Богу нужно приносить в дар только лучшее. Поэтому наши храмы, монастыри великолепны и прекрасны. Их красота видна издалека, а мелодичный колокольный звон, зовущий народ на службу, разносится на многие километры.

О божией матери

Церковь прославляет Божию Матерь выше всех сотворенных разумных существ — Ангелов и людей. Высокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в Священном Писании. Она — подлинная Мать воплотившегося Бога. Поэтому Архангел Гавриил, извещая Марию об этом великом событии, называет Ее Благодатной. Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется.
За семь веков до Рождества Христова великий пророк Исаия возвестил непостижимую тайну Боговоплощения: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит — с нами Бог) (Ис 7, 14).

Почитание Божией Матери началось еще при Ее жизни. Ее ближайшая родственница, святая Елисавета, исполнившись Святого Духа, благоговейно обращается к Матери нашего Спасителя: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1, 42–43).
В святом Евангелии Богородица Сама возвещает о Своей будущей славе: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1, 48). Наши церковные службы, молебны, иконография — исполнение этого евангельского пророчества. Через Нее Господь явил великие благодеяния: воплотился и искупил нас от вечной смерти. Благодарные души исполнены чувства любви и к Богу, и к Его Матери, Которая Своими высочайшими добродетелями послужила делу нашего спасения. Как Матерь нашего Небесного Родителя, Она и наша Матерь. Мы все — братья и сестры не только во Христе, но и в силу того, что имеем нашу общую Матерь.

Чудесное заступничество Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Летом 1395 года в русские пределы вторгся Тамерлан. Он похвалялся тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, истребил много народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал грозного гостя у Коломны. Велено было перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами... Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле навстречу иконе. И чудо совершилось! В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи. Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. «Эта Дева, — сказали они, — Заступница русских, Мать христианского Бога. Ее сила неодолима». Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. «Бежал Тамерлан, — говорит летописец, — гонимый силой Пресвятой Девы» (Московский патерик).

Человек — образ божий

Сотворение Адама

Человек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7; выделено нами. — Авт.)

В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный Дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью и познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец, и Он наделил нас способностью творить); и, в-четвертых, в свободе воли. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).

Бог дал нам дар любви, возможность любить, потому что Сам Он есть всесовершенная Любовь. В любом человеке есть образ Божий, можно сказать, что человек — это живая икона Бога, и мы должны видеть этот образ в каждом человеке, уважать и любить людей.

Человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела.

Дух — это высшее, духовное, Божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Человек отличается от животных тем, что в нем есть высшее, Божественное, бессмертное начало.

Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром. Оно взято из праха земного, у него тот же химический состав, что и у всей живой природы. Тело — вместилище естественных инстинктов, потребностей и желаний.

И, наконец, душа. Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремится к Богу, вся его природа — и душа, и тело — начинает подчиняться духу, одухотворяться; если же, наоборот, человек не помышляет о высшем, духовном, живет телесно-органическими потребностями, дух и душа начинают подчиняться, служить плоти.

Наше тело нуждается в том, чтобы мы заботились о нем: питали, одевали, оберегали его от опасностей, если надо — лечили. Однако больше всего человек должен заботиться о состоянии духа: ведь он выше тела. Как заботиться? Жить так, как говорит нам Господь, то есть по заповедям Его, любить Бога и людей и, конечно, молиться Богу. Молясь Богу, мы общаемся с Ним, приближаемся к Нему и получаем от Него Божественную благодать, духовную энергию, которая питает нашу душу.



Чтобы дух в нас был здоровый, нужно прежде всего регулярно приступать к Таинствам: исповеди, причастию. В Таинстве исповеди мы раскаиваемся перед Богом в наших грехах, просим у Него прощения и очищаемся от них, а в Таинстве причащения соединяемся с Самим Богом, принимая в себя Святые Дары. Таинство причащения питает и исцеляет наше духовное и телесное естество.

Семья — малая церковь



Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28).

В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской.

Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт.) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.

Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся.

Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви.

Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6).

Православные — право славящие бога

Икона Торжество Православия

Мы называемся православными христианами, то есть право, правильно славящими Бога. Как узнать правила духовной жизни, как верить правильно? Для этого есть слово Самого Бога — Священное Писание. Его надо читать, изучать, по нему надо строить жизнь по заповедям, которые дал нам Бог.

Мы, православные люди, имеем также благодатный опыт Церкви. Этому опыту уже две тысячи лет. Этим путем прошли миллиарды людей с Рождества Христова до наших дней. Мы имеем Церковь — ее создал Господь Иисус Христос и вложил в нее все, что нужно для нашего спасения. Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, — обещал Он (Мф 16, 18). В церковную сокровищницу также вложен опыт святых отцов и подвижников христианства.

Церковь наша потому и называется Православной, что в полноте и неповрежденности, без искажений сохранила учение, данное нам Самим Богом. Мы знаем, как правильно верить в Бога, как правильно Его прославлять.

Источник: www.pravoslavie.ru